В Кисловодске срежем горы и построим дорогу?
2019 год закончился на оптимистической ноте: было принято решение, а следом начата реконструкция трассы между Кисловодском и Минеральными Водами. По проекту старая дорога, построенная в конце прошлого тысячелетия, будет расширена до четырех полос. На европейский стандарт с шумоизоляцией полотна и энергосберегающим освещением потребуется около 2,5 млрд. руб. из федерального бюджета. Обновление вызвано необходимостью выпрямить трассу и сократить время проезда в аэропорт Минводы. На открытии дорожной стройплощадки присутствовал губернатор Ставропольского края и представители федерального руководства.
Проблемы стали возникать буквально с первых дней строительства. Кисловодск прижат к горам, и расширить дорогу до обещанных четырех полос можно только взорвав горные участки. Но в 80-х годах прошлого века специалисты вынесли четкое заключение: горы трогать нельзя. Именно они формируют уникальный микроклимат Кисловодска и всего региона, задерживая холодные массы воздуха. Об этом напомнил Павел Мартиросов. Председатель и другие представители общественного экологического совета предупреждают об опасности крупных изменений ландшафта на этом участке.
В ходе строительства будут обнажены известняковые слои, которые притягивают влагу. Взрыв части горного массива создаст открытый проход для низких облаков, в результате чего роза ветров и уникальный микроклимат Кисловодскаизменятся, а Кисловодск как курорт будет уничтожен. Сейчас его особая ценность состоит в большой доле солнечных дней в году. Сиюминутное расширение дороги таким способом является вмешательством в природу особо охраняемой государством зоны. Климатические изменения могут быть непредсказуемыми и безвозвратными для всего Северного Кавказа.